Комментарии жюри по работам 3 тура
Уважаемые друзья!
Мы получили десятки творческих работ - альбомов петербургских семей, придуманных и составленных вами. Участники из Санкт-Петербурга преимущественно создавали альбомы, посвященные своей семье или семьям предков / ближайших родственников. Участники из зарубежных стран и регионов России отдавали предпочтение известным петербургским фамилиям. "Лидерами" стали семьи представителей царской династии Романовых, семья фотографа К. Буллы, купца Елисеева, художника А. Бенуа, директора Эрмитажа Б. Пиотровского, актера М. Боярского. Жюри поразила широта выбора имен: мы с интересом познакомились с работами, героями которых стали семейства художника Е. Репина и ученого-химика Д. Менделеева, князя Юсупова и актера Н. Черкасова, композитора Н. Римского-Корсакова и филолога Д. Лихачева, поэтессы О. Берггольц и скульптора Р. Шустрова, балерины Г. Улановой и музыканта В. Цоя. Три работы были посвящены вымышленным петербургским семьям, в том числе семьям литературных героев Ф. Достоевского. Представители жюри были несколько удивлены, что ряд петербургских участников выбрали для своего альбома .... семьи своих педагогов-кураторов! К сожалению, по "альбомам" сложно было догадаться почему был сделан такой выбор.
При оценке работ жюри опиралось, прежде всего, на суть задания. Вам необходимо было не просто создать семейный альбом, рассказывающий о ценностях и моделях поведения определенной петербургской семьи, но и придать ему характерные "приметы" эпохи. Поэтому мы обращали внимание на оформление альбома: оно должно было как-то отражать время, в которое жила или живет семья, а возможно еще и раскрывать социальный статус его владельцев. Согласитесь, царский или купеческий альбом внешне будут отличаться от альбома обычной рабочей семьи середины XX века.
К сожалению, не все участники осознали, что альбом создается не от их имени, а от имени выбранного героя (или его родственника). Поэтому часто тексты носили обезличенный характер. Они больше походили на тексты электронных презентаций научных докладов на конференцию. Лишь в немногих альбомах мы нашли под семейными фотографиями подписи неформального характера, сделанные как бы от лица владельца: "Это я в имении бабушки. Мне здесь 8 лет. Мама, по заведенной семейной традиции, устраивает вечерние игры", "Мы с папой и мамой у фонтана Петергофа. Счастливы! Гуляли по парку, мокли под фонтанами-шутихами, ели мороженное" или "Это мой брат Вася. Он большой любитель конфет и мечтает стать музыкантом". Особо запомнились нам рукописные альбомы: в них чувствовалось теплое отношение участников к своим героям.
Семейные записочки, которые вы "вкладывали" в альбомы, должны были рассказать о том, как относились друг к другу домочадцы. Поэтому стоило отбирать из переписки реальных исторических деятелей только те фрагменты, которые наглядно раскрывали чувства людей и показывали ценности, которые объединяли их в единую семью. А если вы сочиняли тексты сами за своих персонажей, то следовало выдерживать особенности речи в эпоху, в которой ваши герои жили. Иногда среди записочек мы могли обнаружить только переписку между двумя членами семьи, например, мужем и женой, мамой и дочерью. А куда же делись все остальные домочадцы, которых вы представляли на первой странице в фотографиях или живописных произведениях? Или их взгляды на жизнь не совпадали со взглядами других членов семьи? Даже если это так, то хотелось бы понять, почему хозяин альбома не стал хранить в нем послания от "нелюбимых" или "забытых" родных.
И, наконец, последняя страница альбома! На ней мы просили вас пояснить, можно ли назвать выбранную вами семью петербургской. Только один участник сказал "нет". Еще три человека высказали сомнение: "а существует ли вообще такое понятие "петербургская семья"?". Все остальные участники стремились доказать реальность существования культурного феномена "петербургская семья". Внимание! Наша олимпиада отличается от других тем, что мы задаем дискуссионные вопросы и готовы выслушать и принять ЛЮБУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. Оценивается не версия, а ее АРГУМЕНТАЦИЯ. Поэтому важно было найти убедительные обоснования выдвинутому мнению. Не всем (даже иногда и финалистам) это оказалось по плечу.
В любом случае мы благодарим вас за творчество и надеемся, что этот критический разбор позволит вам в будущем создавать еще более глубокие и осмысленные работы. Рады будем увидеть вас снова на олимпиаде 2025 года.